Доброго времени суток, дамы, господа и прочие прогрессивные личности. Опять небольшая порция впечатлений от игростроя. Несколько дней назад у меня дошли руки до Amnesia: Rebirth. Вернее, жена пробовала её запустить год назад, в день выхода. Она тогда отказалась работать на обоих компьютерах (причём конфигурация их разная, вплоть до Шиндовс - на одном старая добрая "семёрка", на моём "десятка"). Ну как отказалась - чёрный экран и полное зависание после вступления. Это потом исправили патчем, конечно, но мы рады, что вернули деньги за игру.
Просто... Разработчики - Frictional Games. Дебютная их серия, Penumbra, уже показала, что они умеют делать хорроры, но настоящая слава к ним пришла после выхода великолепной Amnesia: The Dark Descent. Эта игра, не без помощи летсплееров, стремительно вошла в народ и пока одни мерились количеством выброшенного адреналина и отложенных кирпичей, другие ценили игру за механики и сюжет. Успех был таков, что на свет вышел аж целый жанр хорроров с беззащитным протагонистом, что вынужден ходить по жутким местам и прятаться от обитателей. А то его расчленят или ещё что похуже - зарежут, например. Или принесут в жертву на "иисусьей палке".
Но продолжим экскурс в историю: после FG подутихли и лишь спустя пять лет выпустили SOMA. Ещё одну шикарную игру, ставящую непростые вопросы о жизни и точно так же вызывающую определённые реакции у некоторых. Плюс снова был интересный поворот сюжета - привет, сцена с зеркалом!
Прошло ещё пять лет. Вышла Amnesia: Rebirth. Казалось бы - студии уже знаком созданный ей жанр, есть отработанный сеттинг (на события первой части есть немало отсылок, но об этом чуть позже), есть беззащитная героиня, потерявшая память, недружелюбные создания и следы (не)давних трагедий. Что может пойти не так? Да начать с того, что сменился сценарист. Уж не знаю о его профессиональной карьере, но дыр в сюжете здесь столько, что даже я, человек без профильного образования и не мастер литературного слога, за двадцать минут сделал куда более логичную главу. Прорехи сюжета видны невооружённым глазом даже во время игрового процесса - как раз тогда, когда поток эмоций должен сглаживать шероховатости. И я не говорю о том, что если ты начинаешь копать глубже, когда голова очистилась от лишних впечатлений - проблем становится ещё больше. На уровне "то есть, получается, что Таси (наша героиня) прямо перед началом игры залезла в самолёт, закрыла за собой дверь, отломала ручку, села в кресло и положила планшет с набросками в карман сиденья перед собой?".
У Amnesia: Rebirth помимо самого сюжета есть огромные проблемы с поддержанием неверия (мы можем освещать себе путь спичками и масляной лампой, но взять со стола свечу/фонарь - нет. Да, я в курсе про условности жанра, но здесь отсутствие подобной возможности не имеет смысла даже с точки зрения героини). И с персонажами. О боги, какие у неё проблемы с персонажами...
Начнём с того, что практически все, несмотря на то, что нам их пытаются представить очень важными - как один занимают место "третий труп слева". Таси безнадёжно тупа и эгоистична, план Всематери строится на допущениях и странен сам по себе, а сколько-нибудь запоминающиеся живые персонажи изначально могут высказывать что-то разумное, а потом принимать самоубийственные решения.
И со строением мира у вас огромные проблемы. Головоломки примитивны и встроены настолько топорно, что воспринимаются исключительно как головоломки, а не пульт управления каким-то устройством. И да, земные спички в руинах инопланетной цивилизации? С факелами на стенах, когда у них есть электричество и беспроводная передача энергии? Масло для нашей лампы тоже в той же категории. И это даже если разбирать ситуации без спойлеров.
Халтура - иначе и не скажешь.
А, ну ещё в игре нельзя собрать из детских кубиков слово HITLER. Мы пытались. Это не минус, но нам было обидно.